Пройдя отметку в 11 поколений и 27 млн проданных экземпляров, Honda Civic справляет 50-летний юбилей. Вспоминаем самые любопытные и нескучные факты об этой модели
Фото: Honda Больше штрафов за ремни и «доска позора» ГИБДД: что ждет водителей летом Новинки 22 июня В России появилась новая марка авто: какие модели, сколько стоят Конспекты 26 июня Ограниченная видимость: что это, при каких условиях, особенности ПДД Новинки 24 июня 6 потенциальных новинок для России. Первые изображения и характеристики
Самым важным автомобилям в мировой истории необязательно устраивать технические революции, собирать призы на конкурсах элегантности или устанавливать рекорды скорости. Порой достаточно появиться в правильное время в правильном месте — располагая при этом правильными качествами.
Именно так произошло с недорогим хетчбэком Honda Civic, который поступил в продажу в июле 1972 года и много чего изменил: судьбу Honda, ситуацию на американском автомобильном рынке, сегмент «заряженных» хетчбэков и не только. По случаю юбилея вспоминаем самые интересные факты из жизни всех 11 поколений и на всякий случай уточняем: правильно — «Сивик». Никаких «Цывиков», пожалуйста, хотя бы из уважения к имениннику.
Без «Сивика» автомобилей Honda могло вовсе не быть
1967 Honda S800
Автомобильная история Honda начиналась не с «Сивика», а с компактных спортивных родстеров S500, S600 и S800. Они были красивыми, азартными и прогрессивными для своего времени: чего стоит полностью независимая подвеска и удивительный верхневальный мотор объемом 500–800 кубиков, но сразу с четырьмя (!) карбюраторами.
В то же время в этих родстерах было слишком много от мотоциклов, которыми Honda к тому времени успела прославиться — например, цепной привод ведущей оси. Словом, продукт был оригинальный, но нишевый. Не спасали ситуацию ни коммерческие грузовички, ни даже городские кей-кары N600 на той же технической базе. Тиражи едва достигали пары десятков тысяч в год, за рубежом машины Honda никого не интересовали, а внутри Японии крепла конкуренция со стороны других компаний.
1972 Honda Civic 3-door 1200 GL
К 1972 году, когда Civic вышел в продажу, руководство Honda всерьез думало свернуть автомобильную деятельность — но дало шанс новому хетчбэку. А тот не подкачал, мгновенно став суперхитом и собрав миллион владельцев всего за четыре года.
Civic стал первым «нормальным» автомобилем Honda
1969 Honda 1300
Помимо вышеназванных моделей, относившихся к японскому сегменту кей-каров, до «Сивика» была еще и Honda 1300 — уже «полноценная» машина в кузовах купе и седан. Появилась она в 1969 году и, несмотря на привычный вид и прогрессивную переднеприводную компоновку, все равно чудила в техническом плане.
Например, глава компании Соичиро Хонда настоял, что двигатель должен иметь воздушное охлаждение — мол, вода в радиаторе все равно охлаждается воздухом, так зачем плодить сущности? Еще в этом моторе была «гоночная» система смазки с сухим картером, электрический масляный насос и прочие крутые, но слишком дорогие и ненужные для массовой малолитражки решения. Вот и покупатели не поняли, зачем это все, причем за их же собственные деньги.
1975 Honda Civic 3-door 1200 Hi-Deluxe
Поэтому с «Сивиком» японским инженерам пришлось умерить пыл. Рядная «четверка» объемом 1,2 л охлаждалась жидкостью и развивала 50 л.с., сзади была независимая подвеска, кресла обоих рядов складывались для удобства погрузки, спереди стояли дисковые вентилируемые тормоза, а в качестве опции можно было заказать кондиционер и двухступенчатую полуавтоматическую трансмиссию Hondamatic. Вроде бы и негусто, но по тем временам достаточно для малолитражки.
Успеху способствовал энергетический кризис
1973 Honda Civic 3-door
Первое поколение Honda Civic получилось удачным, но в его оглушительной популярности есть и большая доля везения. На следующий год после дебюта случается мировой топливный кризис: цены на бензин стремительно идут вверх, особенно сильно это бьет по американскому автопрому. Ведь практически все, что на тот момент было в США, — это огромные и тяжелые автомобили с многолитровыми моторами, которые быстро едут, круто звучат и выпивают крепко за 15 л на 100 км.
Как только с топливом становится туго, покупатели начинают искать альтернативы — и тут на сцену выходят компактные японские малолитражки, на которые в прежние годы никто не обращал внимания. Средний расход у Honda Civic не превышал 6 л на сотню, да к тому же машина легко вписывалась в новые экологические нормы без установки дополнительного (и дорогущего) оборудования для снижения вредных выбросов. Более разумного варианта не придумать!
1980 Honda Civic Wagon
Honda знатно поиздевалась над General Motors
Главным залогом экономичности и экологичности «Сивика» стала система CVCC — Compound Vortex Controlled Combustion. По сути, это форкамерно-факельное зажигание, знакомое по некоторым грузовым моторам, двигателю ЗМЗ-4022.10 от «Волги-3102» и, как ни удивительно, современным машинам «Формулы-1».
Суть в том, что перед основной камерой сгорания стоит дополнительная маленькая, имеющая форму воронки. Именно там установлена свеча, поджигающая сильно обогащенную топливовоздушную смесь — а та, превращаясь в факел, поджигает уже обедненную смесь в основной камере сгорания. Так достигается более эффективное и равномерное воспламенение по всему объему.
Под капотом Honda Civic RS '1974–75
Когда в 1974 году в США вступали в силу новые экологические нормативы, концерны Ford и Chrysler использовали технологию Honda, чтобы в них уложиться. А вот боссы General Motors от нее отказались, назвав «мотоциклетной игрушкой». А потом принялись публично жаловаться, что уложиться в требования невозможно и надо отложить срок их вступления.
В ответ Соичиро Хонда приобрел Chevrolet Impala с двигателем V8 и отправил его в японскую штаб-квартиру. Там к мотору приладили головки блока, впуск и карбюратор в стиле Civic — и он прекрасно вписался в новые требования, а заодно сильно умерил аппетит. Результаты были официально зафиксированы американским экологическим агентством EPA, с инженерными компетенциями Honda начали всерьез считаться, а GM получил звучный щелчок по носу.
1972 Chevrolet Impala Sedan (1M-69)
Civic всегда был самым азартным из себе подобных
На имидж модели серьезно повлияли «заряженные» версии Type R — которым, кстати, исполнилось ровно 25 лет. От стритрейсерской иконы, построенной на базе шестого поколения Civic, до самых последних версий это были эмоциональные, яркие и чертовски быстрые машины.
1997 Honda Civic Type R
Со дня на день Honda покажет уже шестую по счету «эрку» на базе 11-го «Сивика» — и наверняка вскоре сообщит об очередном обновлении рекорда Нюрбургринга для переднеприводных автомобилей. Собственно, в этом неофициальном соревновании осталось всего два претендента — Honda Civic Type R и Renault Megane RS. Остальные классические хот-хетчи либо замерли в развитии, либо исчезли.
Но даже обычные «Сивики» без буквы R всегда радовали водителей живым нравом. Высокооборотистые и отзывчивые моторы с мотоциклетными нотками, знаменитая система VTEC, искусно настроенное шасси — покупая даже самый простой Civic, вы могли неплохо развлечься по дороге от дома до работы. По крайней мере, так было с теми моделями, что еще продавались в России, — современные «Сивики» стали спокойнее и цивилизованнее. Не считая, конечно, забияки Type R.
2015 Honda Civic Type R
В истории «Сивика» были и провалы
Куда же без них? Помните, например, как в 2011 году после «космического» восьмого поколения вышло странно-одутловатое девятое? Разрабатывалось оно в разгар финансового кризиса 2008-го, из-за чего сроки выхода в производство сдвинулись, а качество отделки и оснащения заметно упало.
2011 Honda Civic
Руководство Honda предполагало, что клиенты войдут в положение — мол, времена непростые, можно и потерпеть. Но терпеть никто не захотел, тем более что у конкурентов как раз подоспели новые модели без явных признаков экономии. Положение пришлось срочно исправлять, и уже через три года Civic получил масштабный рестайлинг, исправивший если не все, то многие проблемы.
Ну и напоследок — о легендарном японском качестве. На самом деле первые «Сивики» ржавели так, как не снилось нашим «Ижам» и уазикам. Там, где зимой дороги посыпали солью, коррозия съедала хетчбэки буквально за три года — причем не только крылья и прочие кузовные панели, но и элементы подвески. Дошло до того, что Американский институт дорожной безопасности объявил отзывную кампанию, в ходе которой на бесплатный ремонт попало около миллиона «Сивиков». Что, впрочем, не сильно повлияло на дальнейшую карьеру модели.