Баварский концерн периодически приподнимает завесу тайны над экспериментальными машинами из прошлого: эти тачки не добрались до конвейера, но могли наделать много шороху
Фото: thedrive.com Николя Мор покинул «АвтоВАЗ»: чем запомнился француз в России Renault 20 мая «Откуда брать запчасти — неизвестно»: как теперь ремонтировать Renault Премиум 20 мая Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни Отечественный автопром 19 мая «Юность», «Тарзан» и другие: что на очереди после возрождения «Москвича»
Аббревиатура CSL (Coupe Sport Leichtbau, легкое спортивное купе) всегда имела особый статус в системе ценностей BMW. Достаточно сказать, что до недавних пор этот шильдик носили лишь две модели — оригинальная 3.0 CSL, выпущенная в 1972 году, и M3 CSL в кузове E46, на которой нам посчастливилось поездить. Теперь это семейство пополнилось экстремальным купе M4 CSL с форсированным до 550 сил мотором, сниженной на 100 кг массой и более «злыми» настройками.
Однако на днях баварцы опубликовали видеоролик, из которого следует интересный вывод: на самом деле CSL-моделей могло быть намного больше! Работы над подобными проектами велись регулярно, и существует еще как минимум четыре автомобиля, не добравшихся до конвейера. А судя по тому, что видео заявлено как «часть первая», на этом парад секретных CSL не заканчивается. Рассказываем об этих моделях и заодно вспоминаем другие крутые BMW, которые хранились втайне от публики.
BMW M3 CSL (E46) с мотором V8
На первый взгляд, эта машина ничем не отличается от серийной M3 CSL — наметанный глаз увидит разве что два круглых воздухозаборника по углам бампера, хотя вообще-то должен быть только один, слева. Но самое интересное скрыто под капотом: вместо рядной трехлитровой «шестерки» мощностью 360 л.с. там красуется большой V8, занимающий почти все пространство!
Баварцы говорят, что это был просто эксперимент: до этого M3 с настолько большими двигателями они не делали, и хотели посмотреть, что получится. Сам мотор — уникальный. Он носит индекс S65VB40 и по сути является ранней версией агрегата S65B40, который впоследствии получила серийная M3 в кузове E92. Только если там он развивает 400 л.с., то здесь с тех же 4 литров рабочего объема сняты все 430 сил.
BMW M5 CSL (E60)
Седан BMW M5 поколения E60 был безумен и в серийном виде: ни до, ни после мы не видели дорожных BMW с атмосферными двигателями V10. 507 л.с., снятых с 5 литров рабочего объема, впечатляют даже сейчас — а теперь представьте, как в 2006 году воспринимался форсированный вариант этого двигателя. Объем увеличили до 5,7 л, отсечку передвинули с 8500 на 9000 об/мин, а мощность выросла до невероятных 630 сил! Это всего на пять «лошадей» меньше, чем у нынешнего суперседана M5 Competition.
Вдобавок прототип, построенный к 25-летию отделения M, прошел интенсивный курс облегчения (например, здесь впервые на M5 появилась углепластиковая крыша), приобрел по-настоящему гоночный звук благодаря карбоновому впускному коллектору, а за передачу мощности отвечал более эффективный робот Getrag с двумя сцеплениями, заменивший стандартную коробку SMG III.
BMW M6 CSL (E63)
Технически купе M6 и седан M5 были очень близки, но когда речь зашла о разработке экспериментальных CSL-версий, немецкие инженеры пошли разными путями. В данном случае двигатель и трансмиссия остались стандартными, а упор был сделан на активную аэродинамику: для 2005 года это было еще не самым распространенным решением. Купе получило выдвижное антикрыло на крышке багажника, а также подвижный сплиттер под передним бампером: по словам баварцев, все это сделало машину намного стабильнее и послушнее на высоких скоростях.
Правда, активные аэродинамические элементы в итоге так и не появились на автомобилях BMW M даже сегодня — а вот зеркала на двух ножках прочно вошли в обиход. И впервые такая конструкция была опробована именно на M6 CSL. Разумеется, ради соответствия индексу машину тоже облегчили — значительно упростив обшивки дверей и центральную консоль. Но здесь это скорее просто дань традициям.
BMW M2 CSL (F87)
До премьеры новой BMW M2 остается совсем немного, но формально мы еще имеем право рассматривать этот прототип как вариацию на тему настоящего, а не прошлого. И примерно так могла бы выглядеть M2 CSL — с развитым карбоновым обвесом, полукаркасом безопасности и хитрющими стойками заднего антикрыла, напечатанными на 3D-принтере.
Однако, в отличие от трех предыдущих героев, это не столько испытательный прототип, сколько дизайнерский эскиз — серьезных тестов купе не проходило. Фактически этот автомобиль разрабатывался параллельно с более «гражданской» M2 CS, в итоге вставшей на конвейер. Обе версии были одновременно показаны руководству BMW — и большие боссы решили не «жестить», предпочтя более универсальное исполнение.
BMW M8 (E31)
Сегодня в имени BMW M8 нет ничего удивительного. Так называется модель, которая, по-хорошему, должна носить шильдик M6, потому что сделана на агрегатах обычной «пятерки». А настоящая «восьмерка» для энтузиастов баварской марки только одна — в кузове E31 из конца восьмидесятых. И она могла получить экстремальную версию M8 — прототип был полностью готов и испытан!
Эту машину держали в секрете аж до 2010 года — видимо, опасаясь гнева общественности за то, что запуск так и не состоялся. Ведь это был самый настоящий суперкар! Относительно обычной «восьмерки» здесь значительно расширен кузов, ради повышения жесткости внедрены средние стойки крыши (в оригинале их не было), многие наружные панели сделаны из плексигласа — а еще видите эти воздухозаборники по бокам? Они охлаждают радиаторы, перенесенные назад, чтобы дать больше пространства для царь-мотора.
Под капотом единственной существующей BMW M8 установлен шестилитровый атмосферный V12 мощностью никак не меньше 550 л.с. — притом, что самая крутая серийная «восьмерка» развивала только 380 сил. В дальнейшем этот двигатель будет форсирован еще сильнее, до 627 сил, и с индексом S70/2 попадет под капот великого McLaren F1. А серийную M8 E31 мир так и не увидел — баварцы сочли проект слишком дорогим.
BMW M3 Touring (E46)
Еще один привет из прошлого — универсал BMW M3 в кузове E46. Напомним, что «эмка» в этом поколении могла быть только купе или кабриолетом, а серийных M3 с пятью дверями не выпускалось никогда. Но как раз этот факт очень скоро изменится: от дебюта новой M3 G80 в кузове универсал нас отделяют считанные недели, если не дни.
А начаться все могло еще 20 лет назад — в отделении M построили этот фантастически красивый автомобиль, который имел все шансы стать культовым. Только посмотрите на него! Однако даже гипотетических планов по запуску универсала M3 в серию тогда не было: его сделали только для того, чтобы протестировать возможности конвейера и доказать, что адаптация практически любой «эмки» не отнимет много ресурсов. И ведь доказали — но только сами себе.
BMW M3 Compact (E36)
Самый странный — но, определенно, один из самых ярких автомобилей этой подборки. BMW 3-Series Compact в принципе был довольно диковинным: вся передняя часть от обычной E36, задняя подвеска от предыдущей E30, собственный уникальный салон, да еще и провокационный дизайн. А теперь добавьте к этому «потроха» от настоящей «эмки» — и получится сущее безумие.
Под капотом прототипа стояла 3,2-литровая «шестерка» мощностью 320 л.с. — при этом сама машина весила на полтора центнера меньше обычной M3, поэтому получалась особенно резвой и верткой. Нескольким журналистам тех лет даже дали покататься на испытательном образце, вызвав у тех бурю эмоций, но дальше история не продвинулась. Что-то похожее на M3 Compact — тоже маленькое и взбалмошное — мир получил только десять с лишним лет спустя, когда дебютировала 1M Coupe.