Что такое двухмассовый маховик, как работает, признаки неисправностей

0
16

Принцип работы двухмассового маховика объяснил Autonews.ru

Повышение отдачи двигателей внутреннего сгорания и ужесточение экологических норм заставили превратить обычный литой маховик в достаточно сложный механизм. Что собой представляет двухмассовый маховик

Фото: Shutterstock

  • Что это
  • Принцип работы
  • Устройство
  • Типы
  • Неисправности
  • Отличия от одномассового

Что такое двухмассовый маховик

Двухмассовый маховик (DMF) — это элемент трансмиссии автомобиля, который является не только передаточным звеном между стартером и коленвалом, но также позволяет максимально эффективно гасить вибрации и скачки крутящего момента, возникающие при работе современных бензиновых и дизельных двигателей. Своим появлением в середине 1980-х DMF обязан:

  • Увеличению крутящего момента ДВС, что чревато рывками в трансмиссии и ее ускоренным износом;
  • Ужесточению экологических норм, что привело к созданию ДВС (в том числе трехцилиндровых) с блоками из легких сплавов, да к тому же работающих на обедненной смеси и, как следствие, более вибронагруженных.
  • В таких условиях традиционные гасители крутильных колебаний (пружины) в ведомом диске сцепления уже не справлялись с задачей сохранить плавность работы силового агрегата. Потребовалась более сложная конструкция.

    Как явствует из названия, основными элементами DMF являются два массивных компонента (корпуса/диска), за смягчение передачи усилия между которыми отвечает набор пружин. DMF закреплен на фланце коленвала ДВС и «транслирует» вращение от него на вал трансмиссии через механизм сцепления или гидротрансформатор.

    Сегодня DMF оснащаются порядка 80% новых автомобилей с ДВС. Такие маховики используются в комбинации со всеми типами коробок передач: механическими, роботизированными с двойным сцеплением, вариаторами, классическими «автоматами». Средний срок службы DMF составляет 150-250 тыс. км.

    Принцип работы двухмассового маховика

    Принцип работы DMF заключается в разделении усилий, воспринимаемых его корпусами. За счет набора пружин усилие, которое передается на второй массивный компонент, связанный с коробкой передач, заметно снижается. Если при использовании обычного маховика в сочетании со сцеплением, существенно более легкий ведомый диск которого имеет демпферные пружины, крутильные колебания гасятся не более чем на 15° от центрального положения, то наиболее совершенные DMF позволяют довести эту величину до 70-75°. Таким образом удается сгладить вибрации и рывки при работе силового агрегата, в том числе, когда водитель автомобиля, оснащенного механической коробкой передач, ошибается с выбором ступени трансмиссии.

    Устройство двухмассового маховика

    В общем виде устройство DMF выглядит следующим образом:

  • Главный корпус (первичный диск), закрепленный на коленчатом валу ДВС и имеющий зубчатый венец, который входит в зацепление с бендиксом (шестерней) стартера;
  • Вспомогательный корпус (вторичный диск), соединенный с механизмом сцепления или гидротрансформатором автоматической коробки передач;
  • Наборы пружин внутри корпусов, допускающие перемещение последних относительно друг друга. В каждом наборе имеются пружины разной жесткости. Сначала в работу включаются более мягкие, а если этого недостаточно для эффективного демпфирования крутильных колебаний, происходит сжатие и более жестких;
  • Пластмассовые сепараторы. Они служат направляющими для перемещающихся по окружности внутри корпусов пружин, одновременно не позволяя им сцепляться друг с другом;
  • Колесо с внутренними зубьями и планетарные шестерни, обеспечивающие механическую связь между корпусами и позволяющие вторичному диску вращаться со скоростью отличной от частоты вращения коленвала ДВС;
  • Радиальный подшипник. Служит опорой и обеспечивает плавное перемещение вспомогательного корпуса относительно главного;
  • Осевой подшипник;
  • Консистентная смазка, заполняющая полость DMF, которая дополнительно смягчает работу узла в целом.
  • Типы двухмассовых маховиков

    Конструкция DMF продолжает совершенствоваться для повышения степени демпфирования рывков и вибраций в трансмиссии. Выделяют два типа DMF:

    Одноконтурные

    В таких DMF имеется единственный набор пружин, расположенных по внутреннему радиусу маховика.

    Двухконтурные

    В таких DMF два набора пружин, расположенных как по внутреннему радиусу маховика, так и в средней части системы.

    Признаки неисправности двухмассового маховика

    В отличие от классического, одномассового маховика DMF не просто литой чугунный диск с зубчатым венцом, а многокомпонентное устройство, элементы которого со временем изнашиваются. Небрежная работа со сцеплением механической коробки передач и/или движение на слишком низких оборотах, когда DMF приходится гасить очень сильные крутильные колебания, а также чип-тюнинг усугубляют ситуацию. Признаками неисправности DMF являются:

  • Посвистывание, жужжание, гудение, усиливающиеся с ростом оборотов ДВС;
  • Стрекот на холостом ходу, меняющий тональность при выжиме педали сцепления;
  • Рывки при резком ускорении на одной из высших передач с начальными оборотами порядка 1000-1300 в минуту;
  • Посторонние шумы при запуске и остановке ДВС;
  • Лязг при трогании с места — признак крайне плохого состояния DMF.
  • Двухмассовый и одномассовый маховики: в чем разница

    Как и классический, одномассовый маховик, DMF проворачивает коленчатый вал двигателя при запуске, а также за счет большой массы помогает поршням ДВС продолжить движение из так называемых мертвых точек. Вместе с тем, у маховиков двух видов имеется немало различий:

  • DMF не простой литой диск, а многокомпонентное устройство;
  • DMF не только передает усилие от двигателя к трансмиссии, но и эффективно демпфирует вибрации и рывки при работе силового агрегата;
  • При использовании DMF снижается нагрузка на элементы трансмиссии и крепления двигателя, что увеличивает их срок службы;
  • DMF, как правило, легче, за счет чего двигатель быстрее набирает обороты, что положительно сказывается на разгонной динамике;
  • Компоненты конструкции DMF изнашиваются, что требует его периодической замены или ремонта;
  • Стоимость DMF, его ремонта или замены, предполагающих также демонтаж узла сцепления и коробки передач, существенно выше.
  • Читайте также:

    История и характеристики двигателя ЗМЗ-402
    AGM аккумулятор: что это, как зарядить, плюсы и минусы
    Карданный вал: что это, устройство, виды, неисправности
    Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен
    Карбюратор: что это, как устроен, неисправности и как их устранить