Машины в дефиците из-за нехватки чипов. Что вообще происходит?

0
217

Нехватка микросхем и электронных блоков управления вызвала очередной дефицит автомобилей на рынке и, как следствие, рост цен

Фото: Shutterstock

Всплеск спроса на новые автомобили вызвал дефицит машин в салонах и многомесячные очереди за ожиданием самых востребованных моделей. Впрочем, теперь, когда рынок показывает устойчивый спад, нехватка автомобилей связана уже не с ажиотажным спросом, а со сложностями на производствах. Российский автопром вслед за мировым столкнулся с нехваткой микросхем для электронных блоков управления для двигателей, внешних элекроприборов, тахографов, панелей управления приборами, мультимедийных систем, а также системы ЭРА-ГЛОНАСС. Объемы производства комплектующих были сокращены из-за пандемии, а также ограничительных мер, наложенных на предприятия производителей комплектующих в разных странах мира.

Еще в начале марта генеральный директор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик заявил «Коммерсанту» о том, что автопроизводители испытывают высочайший дефицит компонентов. По словам Горелика, нехватка чипов во всем мире возникла из-за простоя некоторых производств еще весной прошлого года. Из-за этого на фоне пандемии автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению прежних объемов производства с учетом ограничительных мер. Основная проблема заключается в том, что производство микросхем занимает свыше 6 месяцев и включает в себя два цикла. Первый представляет собой процесс выращивания кремниевых кристаллов, а второй — их установку в корпуса. Производители чипов испытывают именно дефицит кристаллов.

При этом в Минпромторге не раз заявляли, что на рынке нет дефицита автомобилей, а у российских автопроизводителей нет перебоев с поставками комплектующей электроники.

Один из источников Autonews.ru в крупной дилерской сети заявил, что наиболее востребованные модели российской сборки по-прежнему остаются дефицитным товаром, и ожидание в очереди за предзаказанным автомобилем может составлять от трех недель до трех месяцев.

«Конечно, покупательская способность снизилась, и поток клиентов уже не такой высокий, как сразу после режима самоизоляции летом и осенью прошлого года, однако спрос на популярные модели по-прежнему ажиотажный. При этом готовых автомобилей в наличии не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Поэтому многие клиенты заказывают машины и готовы ждать их несколько месяцев», — рассказал собеседник.

По его словам, сроки поставок уже заказанных автомобилей порой сдвигаются на несколько недель или даже месяц из-за нехватки комплектующих на производстве. Наиболее серьезные проблемы дилеры испытывают с локализованными моделями: Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia.

Ранее компания Skoda признавала проблемы с поставками микросхем на свои предприятиях. В официальном заявлении марки было сказано, что «значительное сокращение производства полупроводников привело к возникновению проблем в различных видах промышленности. По причине возросшего спроса на потребительскую электронику (в том числе и в результате перехода на удаленную работу) с одной стороны и возросшему спросу на автомобили с другой, это привело к возникновению «узких мест» и в автомобильной промышленности».

Результатом стала необходимость адаптации к новым условиям работы в автомобильном производстве, например, на площадках Skoda. В последние месяцы компания интенсивно работала над минимизацией последствий нехватки полупроводников на производстве. В то же время в Skoda предполагают, что доступность чипов сохранится ограниченной в ближайшие месяцы.

Раннее и в BMW признали, что в конце прошлого года производители почувствовали нехватку полупроводников, но в компании якобы «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». Ford, Toyota и Nissan также заявляли, что столкнулись с нехваткой микрочипов в начале года. Из-за дефицита компонентов многим из них пришлось отложить производство некоторых моделей.

По оценке агентства IHS Markit, из-за этого в первом квартале текущего года по всему миру было отложено производство почти 1 миллиона легковых автомобилей, это при том, что общий годовой объем должен составить около 84,6 миллионов.

Ранее в интервью Financial Times Жак Ашенбройх, исполнительный директор Valeo, одного из крупнейших производителей комплектующих, заявил, что уже во второй половине года ожидает «полное восстановление производства», однако прогнозирует, что именно начавшийся второй квартал 2021-го года «будет самым сложным».

По сообщению Reuters, южнокорейская компания SK Hynix, второй по величине производитель чипов в мире, близка к заключению сделки по поставке автомобильных микросхем немецкой Bosch. Однако даже в случае успешного исхода этой сделки восстановление прежних объемов производства ранее, чем во второй половине года, ждать не стоит.