От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров

0
182

От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus — вспоминаем все служебные автомобили отечественных лидеров, в ходе экскурсии по музею Гаража особого назначения

Фото: Autonews.ru

История автотранспортного обслуживания высшего руководства России начинается с появления императорского гаража в Российской Империи. Он был основан в 1907-м году, и Николай II был одним из первых монархов, который приобрел себе Delaunay-Belleville в качестве своего официального экипажа. Автомобили этой французской марки дебютировали в 1904-м году, когда первый Belleville был представлен на автосалоне в Париже.

Для Николая II эти автомобили приобретались несколько раз, но наиболее известные среди них — машины 1908 и 1909 годов закупки. Это модели 24CV и 70 SMT. Причем в названии последней SMT расшифровывается как sa majesté le tsar, что в переводе с французского означает «его величество царь». А цифровой индекс указывает на мощность силовой установки под капотом.

Delaunay-Belleville 70 SMT

Delaunay-Belleville был оснащен 70-сильным мотором, а также имел пневматическую система для пуска двигателя и оснащался функциями подсветки салона и подогрев пола. Для того, чтобы пол был теплым, к двигателю были подведены специальные трубки с жидкостью, которые во время движения нагревались от мотора, а затем направлялись под автомобиль.

В пользовании императорского гаража также был Mercedes 1910 г. выпуска. Помимо «Мерседесов» и Delaunay-Belleville в императорский гараж к началу Первой мировой войны начали поступать автомобили таких марок, как Renault, Peugeot, Руссо-Балт и Rolls-Royce. Первый «Роллс-Ройс» в гараже императора появился в 1913-м году и вплоть до 1917-го он был основном экипажем Николая II. Затем после революции и отречения от престола все имущество императорского гаража перешло сначала под контролем временного правительства, а затем Совета народных комиссаров.

Mercedes-Benz из императорского гаража

И с того момента царские «Роллс-Ройсы» сначала обслуживали Керенского, а затем Ленина. Позже эти машины использовались даже для обслуживания Сталина. Но основной машиной Иосифа Виссарионовича был седан Phantom. В музее ГОН стоит не оригинальная машина, но аналогичная модель 1923 года.

Rolls-Royce Phantom

Первый бронеавтомобиль в Гараже особого назначения появился в 1936 году после соответствующего решения Политбюро. СССР на тот момент бронеавтомобили не производил, поэтому в качестве транспорта первого лица был выбран американский Packard Twelve. Название у этой модели говорящие, поскольку машина оснащена рядным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 175 лошадиных сил.

Система бронезащиты этой модели представляет собой отдельные листы закаленный стали, которые крепятся на деревянный каркас «Паккарда» с помощью шурупов и болтов. Толщина листа при этом составляет 6,2 миллиметра, благодаря чему Packard выдерживает обстрел из винтовки Мосина с расстояния не менее 100 метров. Эти автомобили служили в ГОН и обслуживали Сталина вплоть до 1950 года.

Packard Twelve

Впрочем, на момент 1936 года, когда в ГОН появились первые «Паккарды» советский автопром также приступил к выпуску автомобилей представительского класса на Заводе имени Сталина. Такой моделью стал ЗИС-101 — один из первых советских лимузинов. Однако он так и не стал машиной первого лица из-за своих конструктивных особенностей.

Дело в том, что силовой каркас кузова ЗИС-101 состоял из более чем 140 деревянных деталей, которые при наборе скорости начинали издавать скрип и шум, что не соответствовало стандартам представительского класса. Поэтому 101-й в ГОН использовался лишь в качестве автомобиля сопровождения. А со временем для него нашлась работа и гражданского назначения, когда ЗИС-101 начали работать в качестве карет скорой помощи, а затем даже и такси.

Производство 101-го было прекращено с началом войны, однако уже в январе 1942-го Государственный Комитет Обороны СССР вынес постановление о возобновлении автомобильного производства в столице. А 14 сентября того же года был подписан указ о создании нового лимузина высшего класса. И вот в таких военных условиях на Заводе имени Сталина началась работа над созданием совершенно новой модели.

Однако результаты этой работы были представлен стране и миру уже после победы в виде ЗИС-110, который был первым советским послевоенном лимузином высшего класса. Этот автомобиль был не бронированный, поэтому в сталинскую эпоху использовался в ГОН лишь для сопровождения. А сам Сталин только в 1950-м году пересел на советский броневик на базе ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Эта машина внешне отличалась от 110-й оформлением хромированных элементов передней части, а также массивными бронированными стеклами.

ЗИС-115

Работа над этой моделью также началась в 1942-м году. К моменту своего выхода 115-й считался одним из самых защищенных автомобилей. Его бронекапсула состояла из стальных листов толщиной свыше 6 мм, а толщина армированных стекол достигала 7,5 см. Общий круговой вес остекления был столь велик, что в дверях качестве стеклоподъемников использовались гидравлические домкраты.

ЗИС-115 использовался в ГОН в качестве основного автомобиля Сталина с 1950 по 1953 г. А вот Хрущев отказался от бронированных автомобилей и начал использовать ЗИС-110, а его открытую версию ЗИС-110Б предпочитал в качестве парадного кабриолета. На последнем он впервые выехал на первомайский парад 1953 года сразу после смерти Сталина.

С началом «оттепели» в ГОН появился ЗИЛ-111, который был персональным лимузином Никиты Сергеевича Хрущева в период с 1959-го по 1963 год. Эта машина стала настоящим прорывом для советского автопрома. Модель была первым советским серийным автомобилем, которая оснащалась системой кондиционирования салона. На нее также устанавливали новый двигатель V8, автоматическую коробку передач и гидравлическую подвеску.

ЗИЛ-111

На базе 111-го также был изготовлен кабриолет с индексом 111В. Он и был тем самым звездным автомобилем, который в 1961-м встречал Юрия Гагарина после полета в космос.

В 1958-м параллельно со 111-м в Горьком начался выпуск ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина тоже оснащалась двигателем V8 и автоматической коробкой передач. Кроме того, она имела гидроусилитель руля, радиоприемник и электростеклоподъемники. Но кондиционера в «Чайке» не было, поскольку седан по рангу был ниже и использовался в ГОН в качестве машины сопровождения, а в других ведомствах закрепил за собой статус министерского и комитетского транспорта.

ГАЗ-13 "Чайка"

Внешнее сходство ЗИЛ-111 и «Чайки» стало предпосылкой к достаточно быстрому рестайлингу 111-й модели. Необходимо было отделить автомобиль первого лица от машин сопровождения по внешнему признаку. И рестайлинг тогда воплотился в модели ЗИЛ-111Д и ЗИЛ-111Г. Впрочем, помимо внешности конструкторы на ЗИЛ модернизировали и тормозную систему автомобиля, добавив туда раздельные контуры. Что позитивно сказалось на эффективности замедления и безопасности.

С 1963 по 1964 годы ЗИЛ-111Г был основным персональным автомобилем Н.С. Хрущева, а затем с 64-го по 67-й годы использовался в качестве персонального автомобиля Брежнева. В 1967-м, Л.И. Брежнев пересел на ЗИЛ-114, а 111-ая модель осталась в ГОН лишь в качестве автомобиля сопровождения.

ЗИЛ-111Г и ЗИЛ-111Д

Сам же ЗИЛ 114 своим появлением ознаменовал новый этап в истории советского автопрома. При его создании советскими конструкторами было использовано более 20 совершенно новых технических и технологических решений, которые ранее в советских машинах не применялись. Так на ЗИЛ-114 впервые были применены дисковые тормоза и телескопический рулевой механизм с регулировкой по углу наклона. А под капотом расположился новый 300-сильный двигатель V8. 114-й был основным транспортом первого лица с 67-го по 78-й годы.

И поскольку 114-й был очень передовым автомобилем для своего времени, то многие решения перекочевали на следующее поколение «зиловских» лимузинов, которое получило индекс 4104. На ЗИЛ-4104 появились доработанная тормозная система, а также новый трехступенчатый автомат и модернизированный двигатель с увеличенной на 15 л.с. мощностью. Именно эта связка мотора и коробки практически без изменений будет применяться в дальнейшем на всех лимузинах ЗИЛ, в том числе и бронированных.

ЗИЛ-4104

В 1982 году после прихода к власти Андропова ЗИЛ-4104 был и его персональным автомобилем. Правда совсем недолго. В знаменитом 6-м цехе ЗИЛ быстро подготовили рестайлинговый вариант седана, который получил индекс ЗИЛ-41045. Он был самым малоизвестным и малотиражным ЗИЛом. В период с 1983 по 1986 годы было выпущено всего 43 таких лимузина, но они успели прослужить и Андропову, и Черненко, и даже Горбачеву.

Последним советским лимузином стал автомобиль ЗИЛ-41047. Именно он пришел на смену ЗИЛ-41045. Помимо переоформленного внешнего вида, эта модель отличалась от предшественницы наличием системы климат-контроля. А параллельно была создана модификация 41052, которая, по сути, представляла собой бронированную версию ЗИЛ-41047.

ЗИЛ-41052

В основе системы защиты ЗИЛ-41052 лежала бронекапсула со стальным листом толщиной от 4 до 10 мм. Броня позволяла выдерживать не только обстрел из винтовки СВД и автомата Калашникова, но и взрыв гранаты, как под автомобилем, так и на его крыше.

ЗИЛ-41052 использовался в качестве персонального автомобиля Горбачевым, Ельциным и эпизодически даже В.В. Путиным. В частности, во время его визита в Лондон в 2000-м году он взял с собой в качестве протокольного автомобиля именно ЗИЛ-41052 несмотря на то, что ГОН на тот момент уже использовал «Мерседесы».

Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W140

В 90-е годы ГОН принял решение перейти на Mercedes-Benz, поскольку ЗИЛ из-за тяжелого положения уже не мог выпускать конкурентоспособные и соответствующие времени автомобили. Первым стал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W140, которым начал пользоваться еще первый президент России Б.Н. Ельцин.

Затем его сменил лимузин S500 с кузовным индексом W220, который сперва использовался в качестве персонального служебного автомобиля В.В. Путина, а затем и Д.А. Медведева.

В 2012 году на смену 220-му пришел 221-й S-class, которым Владимир Путин пользовался вплоть до 2018 года, пока не пересел на новый российский лимузин Aurus Senat.

Aurus Senat

Помимо лимузинов для кортежа в музее ГОН есть и некоторые другие интересные автомобили. Например, мы там обнаружили уникальный Mercedes G-class, на котором Б.Н. Ельцин любил выезжать на охоту в Завидово.

Кстати, советский автопром мог похвастаться не только номенклатурными лимузинами, но и удивительными концептами.

Причем их было так много, что все они не поместились в один материал.