«Лучше точно не будет». Как мы искали машину без наценок и не нашли

0
195

Kia Rio за 1,5 млн руб., «Тигуан» по цене «Макана» и Skoda Superb за 4 млн — что происходит с ценами на новые машины и когда все это закончится

Фото: Autonews.ru

Рост продаж новых автомобилей в России сменился падением — в августе спрос рекордно просел (-17%). В последний раз хуже (-51,8%) было только в мае 2020-го, когда автосалоны вообще закрыли на карантин. Теперь же основной причиной падения продаж стал дефицит: в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) объяснили проблему нехваткой микрочипов — с этим уже столкнулась вся индустрия.

«Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы (нехватки полупроводников. — Autonews.ru) нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев», — спрогнозировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Такая ситуация уже вызвала очередной виток роста цен. Большинство брендов переписали прайс-листы с 1 сентября. Причем с нового года, по данным Росстата, новые машины подорожали уже более чем на 10%. Фактический рост цен оказался еще выше: в условиях дефицита дилеры продают автомобили не по рекомендованным розничным ценам от производителей (РРЦ), а с собственными наценками. В некоторых случаях, как выяснил Autonews.ru в ходе посещения дилерских центров, наценка может составить от 10 до 25%.

«В ближайшее время лучше точно не будет, — сразу пресекает попытку порассуждать об изменениях на авторынке менеджер по продажам в одном их автосалонов Skoda. — Сейчас сроки поставок даже уже заказанных автомобилей откладываются на месяцы. Нам приходится звонить клиентам и извиняться за задержку. Так что вряд ли что-то изменится до следующего лета».

За пять минут до этого я разыграл перед ним спектакль, будто собираюсь купить Rapid или Octavia, но поскольку машины в шоуруме уж слишком дорогие для меня, то готов ждать автомобиль на заказ. Срок ожидания популярных лифтбеков варьируется от 6 до 9 месяцев, а машины из наличия в среднем стоят на 300-400 тыс. руб. дороже рекомендованных производителем.

В самом центре шоурума выставлена Octavia белого цвета со 110-сильным атмосферником 1.6 MPI и шестиступенчатым в начальной комплектации Active Plus с РРЦ в 1 542 000 руб. С завода на автомобиль установлен опциональный пакет WR1, включающий в себя бесключевой доступ, задний парктроник и четыре дополнительных динамика, а также обогреваемые форсунки омывателя.

Такая доукомплектовка должна увеличить его цену не более, чем на 80 000 руб., однако стоимость машины составляет 1 911 200 руб. Остальные 288 800 руб. прибавки к цене — это совокупная цена дилерского оборудования, которая включает в себя коврики, дополнительную антикоррозионную обработку днища, защиту картера, сетки в воздухозаборники бампера и радиаторной решетки, а также сигнализацию с обратной связью.

Не меньше удивляет цена стоящего рядом Rapid. Машина с топовым турбомотором и «роботом» в промежуточной комплектации Ambition (РРЦ — 1 230 000 руб.) стоит 1 482 000 руб. Лишние 252 000 придется отдать примерно за такой же набор оборудования, что и у Octavia.

Кроссовер Karoq в исполнении Hokey Edition с РРЦ в 1 852 000 руб. дилер предлагает за 2 145 800 руб. В ступор вводит флагманский Superb по цене 4 043 100 руб. за версию Sportline, которая по прайс-листу производителя должна стоить 3 455 000 руб. Причем примерно тот же набор дополнительного оборудования и аксессуаров, которые у Rapid и Octavia оцениваются в 252 000 и 288 800 руб. соответственно, на Superb стоят уже около 600 000 руб.

Дилеры Volkswagen удивляют не меньше. В салоне немецкого производителя выставлен лишь один экземпляр новейшего кроссовера Taos. И тот без ценника, а только с приклеенным на лобовое стекло листом А4 с надписью «ПРОДАНО». Менеджер тут же подходит ко мне и говорит на опережение: «Других «Таосов» в наличии нет. На заказ ждать около 6 месяцев».

Неподалеку стоит Tiguan в богатой комплектации R Line, но с начальным мотором 1.4 TSI и «роботом». При РРЦ в 2 869 900 руб. дилер просит за эту машину 3 382 077. А кроссовер с такой же силовой установкой в более бедной комплектации Respect Plus при заводской цене в 2 189 000 руб. оценивается дилером в 2 511 922 руб.

Лифтбек Polo — младшая и самая доступная модель в линейке Volkswagen в исполнении Football Edition и со 110-сильным мотором 1.6 MPI и шестиступенчатым автоматом оценивается в 1 534 102 руб. вместо заявленных заводом 1 157 900 рублей. Флагманский Touareg за 5 902 000 руб. при РРЦ в 5 388 000 руб. уже не удивляет.

Еще один бренд с локализованным в России производством — Renault. В шоуруме одного из московских дилеров мне сразу говорят, что сейчас в наличии нет ни Logan, ни Sandero. А сроки ожидания составляют от 4 до 6 месяцев. Причем как на младшие модели, так и на востребованные кроссоверы Duster, Kaptur и Arkana. Arkana с начальным мотором и «механикой» в комплектации Style стоимостью 1 937 000 руб. по РРЦ дилер намерен продать минимум за 2 249 975 руб. А Duster c таким же мотором, но в более бедной комплектации Drive по РРЦ в 1 679 000 руб. стоит 1 938 000 руб.

Дилеры Hyundai и Kia страдают от дефицита меньше — в шоурмах представлен весь модельный ряд марок. Однако наценки при этом ничуть не меньше, чем у остальных. Например, новая Creta, чьи продажи стартовали неделю назад, с мотором 1,6 л, «механикой» и полным приводом в комплектации Family стоит в салоне 1 709 500 руб. На сайте производителя такая модификация по официальному прайс-листу оценивается в 1 350 000 руб.

Стоящий рядом седан Elantra с 2-литровым мотором и АКП в комплектации Active и заводской опцией Audio стоит 1 939 000 при РРЦ в 1 649 000 руб.

Ну и главный бестселлер в линейке Hyundai — модель Solaris — со старшим 1,6-литровым мотором и «механикой» в начальной комплектации Active Plus дилер оценивает в 1 186 000 руб. при РРЦ в 996 000 руб.

Не лучше обстоят дела и у Kia. Здесь также в шоуруме представлены практически все модели за исключением спортивного универсала ProCeed, фастбека Stinger, флагманского K900 и рамного внедорожника Mohave. Но менеджер успокаивает: «Машины просто не поместились внутри автосалона, но есть в наличии на складе и во внутреннем дворе».

Впрочем, нас больше волнуют цены на самые ходовые модели. Хэтчбек Rio X с мотором 1,6 л и «автоматом» в комплектации Comfort дилер предлагает за 1 479 000 руб. при РРЦ в 1 109 900 руб.

Здесь же обновленный седан Cerato отдают за 1 994 900 руб. вместо 1 684 900 руб. по официальному прайсу. А бестселлер сегмента седан Kia K5 в серебристом цвете и комплектации Prestige стоит 2 394 900 руб. при РРЦ в 2 029 900 руб.

Кроссоверы Soul и Sportage предлагают за 2 239 000 руб. и 2 260 000 руб. соответственно при РРЦ в 1 809 900 и 1 899 900 руб. И даже не самый востребованный xCeed отдают с гигантскими наценками. Так, кросс-хэтч при прайсовой цене в 1 754 000 руб. в салоне стоит 2 140 000 руб.

У отечественной Lada дела обстоят не лучше. Менеджер продаж в зале говорит, что в наличии лишь пара «Грант» и только на «механике». В шоуруме их нет, но по словам менеджера, средняя наценка за дилерское оборудование на этих машинах составляет порядка 150 000 руб. Зато в салоне выставлен Xray Cross в комплектации Classic за честные заводские 858 900 руб., которая, по словам менеджера, почему-то пока не доступна для продажи.

Autonews.ru обратился за комментариями в Роспотребнадзор. Там отказ автомобильных дилеров продавать машины без ненужного клиентам дополнительного оборудования назвали незаконным. «Комплектацию автомобиля определяет изготовитель, исходя из этого и следует определять наличие названных товаров и услуг», — уточнили в ведомстве.