Когда можно получить предупреждение вместо штрафа от инспектора ГИБДД
Предупреждения вместо штрафов в России в 2023 году получили 113 тыс. водителей. Постановления оформили на 19,1 автомобилистов. Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить: инструкция
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Согласно статистике МВД России, 112 383 водителя за 2023 год отделались предупреждениями вместо штрафов за нарушения ПДД. Для сравнения, всего за этот период инспекторы ГИБДД лично оформили 19,1 млн постановлений о штрафах или лишении прав. Как можно убедить инспектора ограничиться предупреждением и как правильно себя вести — в материале Autonews.ru.
За какие нарушения ПДД инспектор ГИБДД может отпустить
Как рассказали в МВД России, водителей чаще всего отпускали в следующих случаях:
- при управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена (ч. 1 ст. 12.5 КоАП — штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%);
- за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, страхового полиса ОСАГО (ч. 2 ст. 12.3 КоАП, штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%);
- за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковым сигналом, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (ст. 12.20 КоАП, штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%);
- за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственными регистрационными знаками (ч. 1 ст. 12.2 КоАП, штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%);
- за нарушение отдельных правил маневрирования (ч. 1, 1.1, 3 ст. 12.14 КоАП штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%);
- за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части (ч. 1 ст. 12.16 КоАП, штраф 500 руб., можно оплатить со скидкой 50%).
Когда инспектор ГИБДД может отпустить нарушителя
О том, что инспекторы получили указание от ГИБДД не штрафовать автомобилистов за мелкие нарушение, стало известно в 2022 году. Тогда в распоряжении Autonews.ru оказался документ, в котором ведомство рекомендовало региональным подразделениями ГИБДД временно отказаться от фиксации небольших и не влияющих на безопасность нарушений в «ручном режиме», то есть при остановке автомобилей инспекторами.
«Основная деятельность Госавтоинспекции будет сосредоточена на предупреждении и пресечении не относящихся к категории малозначительных правонарушений в области дорожного движения, непосредственно способствующих совершению ДТП», — писали в ответе на запрос Autonews.ru в МВД.
Как указывали в ведомстве, возможность освобождения от административной ответственности предусмотрена КоАП. Например, если водитель действует в состоянии крайней необходимости: то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей самому автомобилисту или другим лицам.
Информацию о том, что данная руководством ГИБДД установка для местных подразделений продолжает действовать, подтвердил в беседе с Autonews.ru капитан полиции в отставке и руководитель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.
«Во многих регионах просто запретили оформлять «мелочевку», указание ограничиваться предупреждением продолжает действовать. При этом многие руководители восприняли его буквально. Например, некоторым даже запретили писать материалы по отсутствию у водителей полисов ОСАГО. Зато, например, нарушения, которые влияют на аварийность, оформлять стали чаще. Например, непристегнутые ремни или тонировку», — сказал Ильинов.
При назначении наказания сотрудник должен учесть обстоятельства, смягчающие ответственность и отягчающие. Нужно учесть характер нарушения. Учесть личность нарушителя и его материальное положение. Об этом Autonews.ru заявил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Если водитель с умыслом или без нарушает ПДД и становится объектом внимания сотрудников ГИБДД, то автомобилисту следует без агрессии и истерики уточнить у инспектора, в чем суть совершенного нарушения. Не запрещено в момент остановки позвонить юристу и проконсультироваться или перечитать ПДД. Это необходимо, если гражданин не знает ПДД и сомневается в том, что ему вменяет сотрудник ГИБДД. Если же сомнений нет, то следует честно сказать сотруднику ГИБДД, что вы понимаете свое нарушение и сожалеете об этом. Следует вспомнить о вышеуказанных смягчающих обстоятельствах и напомнить об этом должностному лицу», — сказал юрист.
Если автомобилист находится в затруднительном финансовом положении, об этом, как говорит Мацала, тоже можно упомянуть. То есть следует сообщить инспектору все, что влияет на личный, либо семейный бюджет.
«Если по поведению сотрудника ГИБДД видно, что оформления материала не избежать, следует потребовать бланк объяснительной и изложить все на бумаге. Это поможет при обжаловании», — посоветовал юрист.
Также Мацала напомнил, что закон зачастую допускает некоторый маневр при назначении наказания. Следовательно, нельзя исключать банальный психологический фактор.
«Если вы спокойны, вежливы, не паникуете, то и результаты таких встреч с инспектором ГИБДД будут скорее положительными», — отметил Мацала.
По словам юриста, наказание может быть более строгим, если водитель:
- продолжит свои действия, несмотря на замечание сотрудника ГИБДД;
- в течение предшествующего года привлекался за различные нарушения ПДД и снова попался;
- действовал под воздействием алкогольного или иного опьянения.
Более мягким наказание будет, если водитель:
- раскаивается, что совершил нарушение и понимает суть проступка;
- немедленно прекратил совершение нарушения;
- оказал сотруднику ГИБДД полное содействие;
- устранил/предотвратил вредные последствия.
«По поводу поворотников, это, скорее всего, статьи, связанные с ДТП. И когда у нас есть материальный ущерб в случае аварии, предупреждение вынести не получится. Привлечение за поворотники — надо очень инспекторов разозлить, чтобы они эту статью оформили. Например, для дрифтеров, которые любят покрутить свои пятаки на площадках торговых центров. Таких товарищей начинают оформляют по полной, по каждой возможной статье: ремни, поворотники и так далее. Потому что они людям мешают спать, портят асфальт и вообще многих раздражают», — говорит Мацала.
В свою очередь, Валентин Ильинов отметил, что решение, штрафовать или нет, часто зависит от того, есть ли у водителя штрафы ГИБДД за последний год.
«В некоторых регионах есть следующая практика: если человек в принципе ранее уже привлекали за нарушение ПДД, предупреждением он не отделается. Так, ведь ПДД указано, что только за впервые совершенное нарушение можно предупредить. Но обычно инспекторы ориентируются именно на год. В ряде регионов вообще есть негласные запреты выносить предупреждения. Даже если они предусмотрены. Но при этом если ранее водителя не штрафовали, то инспектору следует обосновать свое решение», — сказал Ильинов.
Бывший сотрудник ГИБДД дал следующий совет, который может получить предупреждение, а не штраф: «Не грубите, вежливо попросите инспектора о такой возможности. Скажите, например: «Товарищ инспектор, я ведь ранее не привлекался. Вынесете мне, пожалуйста, по этой статье предупреждение, она же его предполагает. Я думаю, что в большинстве случаев, если все нормально, инспектор его и вынесет».
Также можно попробовать устранить на месте нарушение. «Например, на глазах инспектора почистить залепленные номера. Это не гарантирует, конечно, что инспектор решит ограничиться предупреждением, но поможет. Если же забыл права, также можно показать документ на госуслугах или попросить проверить через систему. Но в некоторых регионах все равно штрафуют за отсутствие пластиковых прав на руках», — заключил Ильинов.