Дилеры: покупка машин через льготников из Белоруссии грозит аннулированием ЭПТС
Доначислением платежей и дополнительными проблемами грозит покупка автомобилей из параллельного импорта, оформленных на льготников в Белоруссии. Кому это грозит и могут ли аннулировать ЭПТС, рассказали дилеры и ведомства
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Неожиданными проблемами может обернуться покупка автомобилей из параллельного импорта. Чтобы снизить таможенные платежи, многие дилеры и перевозчики используют или до недавнего времени использовали серую схему оформления — при ввозе через Белоруссию, автомобили сначала оформляют на льготные категории граждан. Таким образом перегощикам удается сэкономить до 50% таможенных платежей.
При этом именно через Белоруссию в Россию попадает большинство автомобилей из альтернативного импорта — как из Европы, так и из Китая. Сами покупатели могут даже не догадываться, что их машину оформили таким образом: получив электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и поставив автомобили на учет в ГИБДД, водители считают, что проблем в дальнейшем не возникнет. Однако, как предупредили автодилеры и профильные ведомства, это совсем не так.
Разбираемся, чем грозит покупка машины по серой схеме и как долго сохраняются риски, если автомобиль уже приобретен.
Зачем вообще автомобили в Белоруссии оформляют на льготников
В Белоруссии покупатели автомобилей, если они официально признаны инвалидами, многодетными родителями или же относятся к любым другим льготным категориям граждан, могут рассчитывать на скидку порядка 50% на таможенные платежи. Речь идет о самостоятельной покупке машины за границей и ее последующем таможенном оформлении, объяснили в беседе с Autonews.ru несколько опрошенных перевозчиков. Таким образом можно сэкономить значительные суммы, которые зависят от стоимости автомобиля и мощности мотора.
В дальнейшем перевозчики зачастую не сообщают клиентам, что у них получилось сэкономить, и разницу оставляют себе. Или же используют эту возможность, чтобы предложить более выгодные цены, по сравнению с конкурентами. При этом, по данным источников Autonews.ru, оформлением на льготников занимаются даже некоторые дилеры, которые в дальнейшем предлагают эти машины как официальные, с обычными наценками.
Что может грозить при покупке оформленного на льготника автомобиля
Участники рынка выделили несколько основных проблем при покупке машин из параллельного импорта:
- доначисление платежей;
- аннулирование ЭПТС.
Без дополнительных проверок такая схема может и не вскрыться, но никаких гарантий нет. Об этом, в частности, заявила Autonews.ru специалист по параллельному импорту и автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская. Она подчеркнула, что категорически избегает этой схемы, поскольку «риски очень высоки: могут проверить, а могут и нет».
При этом на текущий момент не существует механизма автоматического доначисления таможенных платежей при ввозе автомобилей в Россию. Дело в том, что таможенные документы в Белоруссии всегда содержат полные суммы, хотя льготным категориям фактически субсидируется 50% этих сумм из бюджета. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель отдела маркетинга и PR ГК «БорисХоф» Аркадий Григорьев.
По его словам, риски доначисления таможенных платежей могут возникнуть в случае проверки использования льгот государственными органами Белоруссии, если будет установлено, что льготы были использованы в коммерческих целях.
«Возможны санкции вплоть до аннулирования ЭПТС и уплаты таможенной пошлины. Сроки проверок и возможных доначислений не определены и не регламентированы, что представляет потенциальные риски в будущем. В связи с этим многие дилерские предприятия в России, включая ГК «БорисХоф», временно прекратили выкуп автомобилей у физических лиц с растаможкой в Белоруссии», — рассказал представитель дилерского сообщества.
Autonews.ru обратился в Федеральную таможенную службу (ФТС) с вопросом о том, как именно проводят подобные проверки и проходят ли они вообще. Там посоветовали обратиться в Минпромторг. В этом ведомстве в итоге подтвердили, что в Белоруссии работает соответствующий льготный механизм оплаты таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию республики для личного пользования.
«Однако в соответствии с актуальным законодательством он действует в отношении физических лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. Описанная практика получения льгот при ввозе транспортных средств в Республику Беларусь и Россию анализируется, в случае необходимости могут быть инициированы дополнительные регуляторные решения», — сообщили Autonews.ru в Минпромторге, не уточнив, что это могут быть за решения и как проходят проверки.
Несмотря на неопределенность с проведением проверок чистоты оформления автомобилей, в пресс-службе АО «Электронный паспорт» в ответ на запрос Autonews.ru также предупредили автомобилистов о возможных проблемах. Там сообщили: в случае обнаружения таможенными или налоговыми органами нарушений при уплате утилизационного сбора соответствующая информация предоставляется администратору СЭП для аннулирования электронного паспорта.
«Согласно решению ЕЭК № 122, «аннулированный» — присваивается электронному паспорту, в отношении которого администратором проведено аннулирование на основании сведений органов (организаций) государств-членов, уполномоченных на взимание утилизационного сбора, в соответствии с которыми не выполняются условия статуса «действующий». Изменение статуса «аннулированный» на иной осуществляется в случае устранения причин, послуживших основанием для присвоения электронному паспорту статуса «аннулированный», — заявили в ЭПТС.
Независимый автоэксперт Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru посоветовал аккуратнее выбирать способы ввоза и оформления автомобилей.
«Нужно внимательно проверять, через кого идет покупка машины. Рано или поздно собственника попросят доплатить, если машина была ввезена без уплаты полных таможенных платежей. Грозит доначисление утильсбора, которое компенсирует недоплату. Вопрос дополнительных санкций не прорабатывается: государству просто логичнее взять деньги», — считает Мосеев.
Об этом же предупредил и автоюрист Лев Воропаев. По его словам, на территории Единого экономического таможенного союза создается единая база, куда вносят данные обо всех автомобилях, пересекающих таможенную границу. В нее же вносят данные о проведенных платежах.
«Насколько я знаю законы Белоруссии, местный житель, который таким образом растаможил автомобиль, с льготной уплатой таможенных пошлин, сборов и так далее, не имеет права его реализовывать, — сказал эксперт. — А в случае продажи приходится доплачивать. Такая долгоиграющая тема обычно всплывает через несколько месяцев, когда до этих автомобилей доходят руки уже наших таможенных органов. Тогда они спокойно обращаются в судебные органы и взыскивают стоимость недоплаченных платежей с конечного владельца. Это сотни тысяч рублей плюс соответствующие пени и неустойки, которые насчитываются за несвоевременную уплату данных платежей».
Autonews.ru направил запрос в ФНС Республики Беларусь 20 мая, но ответа не получил.
Покупателям таких автомобилей пригрозили и сложностями с постановкой их на учет в ГИБДД. Об этом рассказал Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
«Льготник вроде как везет автомобиль для себя, а по факту это получается чисто коммерческая сделка и машина ввозится для перепродажи. Поскольку наши лица, принимающие решения, влиять на таможенников Белоруссии и Киргизии не могут, они поставили условием для постановки на учет такого вот автомобиля всякого рода доплаты: утильсбор, НДС и так далее, это уже детали. Важно то, что машина, ввезенная на льготника, она сейчас нуждается в каком-то дополнительном, скажем так, налогообложении в России при попытке поставить ее на учет», — сказал Семенов.
Однако, как рассказали как перевозчики, так и автомобилисты, машины у них получается регистрировать в ГИБДД на себя без каких-либо проблем. Некоторые собственники, например, до последнего не догадываются, что машина была растаможена «менее официально».
Autonews.ru направил запрос в МВД России.
Какие автомобили ввозят через Белоруссию
До недавнего времени Белоруссия была одним из нескольких каналов для поставок автомобилей в Россию. Так, работающие с европейскими странами перевозчики предпочитали оформлять там, в частности, автомобили BMW, Mercedes-Benz, Audi и Volkswagen из Германии. Однако некоторые, в том числе работающие с китайскими марками, перевозчики предпочитали Казахстан. Дело в том, что до 1 апреля 2024 года действовала возможность растаможить машину с учетом данных ставок из установленных в стране таблиц, и платежи были более лояльны, нежели в России. А поскольку со странами СНГ в России действует единое таможенное пространство, машина считалась растаможенной и здесь.
Чтобы перекрыть такую лазейку и заработали изменения с доначислениями — их перевозчики стали неофициально называть «вторым утильсбором». В итоге эта схема практически потеряла свою экономическую привлекательность, и перевозчики вновь обратились к Белоруссии.
Но только для оформления автомобилей с обычными двигателями внутреннего сгорания. Так, весенние ограничения установили заградительные сборы при ввозе электрокаров: в Белоруссии на них действуют нулевые пошлины, но в России приходится доплачивать НДС и акциз по повышенным ставкам. В итоге, как пояснили перевозчики, электрокары они «таможат в лоб на Россию».
Как защититься
Опрошенные эксперты назвали общие советы, как обезопасить себя от проблем:
- работать только с проверенными поставщиками;
- отдавать предпочтение растаможенным именно в России автомобилям.
«Если компания на рынке давно, то цена будет выше, потому что учтены все расходы. В частности, по цене тоже можно в определенной степени понять, насколько машины легальные или нелегальные», — заключил Мосеев.
- «Мы откатились в 90-е»: «Лиса рулит» о китайских машинах и сером импорте
- В России резко подорожали машины по параллельному импорту. Список и цены
- Voyah, Hongqi и Zeekr впервые попали под налог на роскошь. Полный список
Авторы Алина Распопова, Александр Воронцов